Недавно я видела девушку, которая с уверенностью говорила об отсутствии необходимости в «церковных догматах», ведь хорошие отношения между людьми могут быть достигнуты благодаря эмпатии. Это было сказано с такой гордостью прогрессиста, словно человеческая способность к сопереживанию была открыта только недавно и теперь является действенным лекарством от всех социальных бед. На первый взгляд утверждение этой девушки довольно спорно, но стоит заметить, что это отнюдь не просто мнение частного лица! Это выражение чувства целого поколения. Если когда-то идея счастья была переоткрыта в XVIII веке, то в XXI мы сделали то же с сочувствием. Эмпатия - новая идея для Европы и мира.
Мир без тепла
Но разве это плохо, что человечество повернулось лицом к чувствам другого? Что теперь «другие» не ад, а источник для саморефлексии? Что у нас появилось основание для нового, возможно, более справедливого общества? Нет! Но насколько все эти ожидания оправданы? Отражают ли наши представления о человеческих способностях реальность или же наше потаённое желание понимания и внимания к нашим чувствам?
Я постыдно склоняюсь ко второму, видя в современном культе эмпатии определённую долю лицемерия: зачастую его сторонники не хотят сами проявлять сочувствие, а занимаются самым настоящим людоедством, если человек не отвечает их представлениям о правильном или является их идеологическим противником. Как можно, например, иметь сильный уровень сочувствия и порицать тех, кому природа отвела его меньше чем тебе? Как можно в таком случае говорить об отсталости и тупости верующих, исповедующих отжившие догматы? Как можно, как можно, как можно... Этот ряд можно продолжать до бесконечности, потому что существует слишком много категорий людей, которые так или иначе выносятся за скобки.
Как культ разума извратил само это понятие, так и культ эмпатии превратил последнюю в абсолютную и ничего не значащую ценность.
Полный отчаяния крик в пустоту
А кто-нибудь задумывался о тех, кому на долю выпало быть слишком чувствительными к чужому горю? Кто не может разграничить уровень сочувствия в зависимости от своей близости к человеку? О, эти прекрасные слушатели, которые понимают с полуслова, мои милые друзья и братья по несчастью, которыми случилось быть слушателями в мире говорящих!
Я могу приоткрыть дверь в этот мир вечного эмпатического стресса, где можно устроить истерику из-за чувства сопричастности солдатам Первой мировой, где невозможность смотреть нормально фильмы, если там есть насилие, где люди вечно вываливают свои проблемы и переживания на тебя. Этот мир, где нет полностью чужого чувства, где губкой стёрта черта как между чужими проблемами, эмоциями и физической болью и твоими, где нет тебя, но есть лишь твои уши, сердце и руки, используемые для решения чужих проблем. Мир, где никто не может полностью тебя понять или верно считать эмоции с твоего лица.
Исповедую ли я культ эмпатии? Нет. Потому что я не строю иллюзий на этот счёт.